🗃 Число жалоб на мисселинг и навязывание дополнительных услуг значительно снизилось

🗃 Число жалоб на мисселинг и навязывание дополнительных услуг значительно снизилось

В первом квартале 2024 года их стало меньше на 13,6% по сравнению с началом 2023 года.

▪️За первые три месяца количество случаев мисселинга, на которые потребители пожаловались Банку России, снизилось более чем на 70%. На навязывание дополнительных услуг при кредитовании Банк России получил почти в два раза меньше жалоб, чем в январе-марте прошлого года.

▪️Количество жалоб на страховщиков и микрофинансовые организации (МФО) сократилось на 40,7 и 35,1% к аналогичному периоду 2023 года.

▪️Основным драйвером снижения в страховании (на 40,1% меньше) стали массовые шаблонные жалобы по уточнению коэффициента бонус-малус. Долгое время большая доля таких жалоб оформлялась посредниками платно. Решению проблемы способствовал комплекс мер, принятых Банком России и участниками рынка. С конца I квартала прошлого года при подаче жалобы нужно пройти тест для подтверждения, что ее автором является человек, а не робот. С этого же периода страховщики стали активнее информировать клиентов о возможности бесплатно проверить КБМ и изменить его значение.

▪️В отношении МФО наиболее существенно уменьшилось число жалоб на навязывание дополнительных услуг, несогласие с условиями заключенного договора, кибермошенничество и жалобы, связанные с кредитными историями.

▪️Почти на 5% больше поступило жалоб на банки, основным триггером роста были жалобы на действия мошенников (+45,4%). Количество жалоб по ипотечному и потребительскому кредитованию сократилось на 6,5 и 15,9% соответственно.

▪️Больше чем на треть увеличилось число жалоб на участников рынка коллективных инвестиций, в том числе по управлению паевыми инвестиционными фондами, а также заключению, изменению и расторжению договоров с негосударственными пенсионными фондами. Основным фактором роста по рынку ценных бумаг (+7,3%) стали жалобы на манипулирование, значительное их число поступило от одного источника.